Александр на моноколесе

Как научиться ездить на моноколесе

Всем привет! Я научился ездить на этом очень компактном, юрком, удобном и мобильном электротранспорте в 63 года.

Пишу не для хвастовства, просто хочу помочь желающим освоить это «шайтан-колесо», сохранить ваше время и здоровье во время обучения и подробно рассказать как преодолеть основные трудности в начале обучения, а именно:

  • Как на колесо взобраться и как с него сходить (чтобы вокруг никто не смеялся)
  • Как удерживать равновесие на колесе во время движения (под удивленно-восторженные возгласы окружающих)
  • Некоторые прочие наблюдения. (Колесо как норовистый конь — если ты чувствуешь себя уверенно — колесо послушно твоей воле, если ты не уверен, растерялся или отвлекся — оно обязательно попытается тебя сбросить)

Чтобы чувствовать себя уверенно — нужно знать и уметь

Что нужно знать, я сейчас расскажу, а второе вы получите во время тренировок.

Возможно, написанное ниже, для кого-то будет известными «прописными истинами», но кому-то может и пригодиться. Не всегда имеющиеся знания сразу получается соединить с практикой без синяков и ссадин, поэтому не будет лишним их напомнить.

Равновесие

Начнем с равновесия. Как на колесо становиться – будет понятно потом.

Езда вперед и назад

В инструкции, прилагаемой к колесу (если читали), вы наверно видели подобные картинки:

Управление скоростью моноколеса
Управление скоростью моноколеса

Здесь все понятно:

  • если ваш центр тяжести расположен строго над осью колеса (средняя картинка) – колесо стоит неподвижно (точнее должно стоять неподвижно — не факт, что вы не свалитесь влево или вправо с него);
  • если вы наклонитесь чуть-чуть вперед, т.е. сместите свой центр тяжести немного вперед от оси колеса – колесо поедет вперед (картинка справа). И чем сильнее вы наклоняетесь вперед, тем быстрее едет колесо. Выпрямляясь – вы снижаете скорость, то-есть тормозите.

Скажу сразу – учиться лучше на ровной просторной площадке с гладкой поверхностью (асфальт, бетон и т.п.). Всякие заборы и стенки, за которые можно держаться, будут только мешать вам быстрее почувствовать и овладеть состоянием равновесия.

Со стороны это должно выглядеть, подобно полету лыжника с трамплина, только наклон вперед совсем маленький. Подчеркиваю – ноги должны быть выпрямлены и образовывать с туловищем практически прямую линию, как у летящего с трамплина лыжника (на картинке это изображено, обратите внимание). Так легче «поймать» чувство равновесия, т.к. тело не будет напряжено и не будет быстро наступать усталость во время учебы. На «полусогнутых» ездят по неровной дороге, преодолевают препятствия и в некоторых других случаях. Но это уже на следующих этапах освоения колеса.

  • если вы отклонитесь назад, т.е. сместите свой центр тяжести немного назад от оси колеса – колесо поедет назад (левая картинка). В принципе колесу «по барабану» где перед, где зад. Куда его пытаешься наклонить – туда оно и едет. Не так, как в автомобиле. Например: вперед пять скоростей, назад – только одна.

Честно — назад я ездить не пробовал, не было необходимости включать «задний ход». Но это положение (смещение центра тяжести назад) автоматически получается при съезде с крутых горок. При этом колесо едет вперед и просто притормаживает на спуске, не разгоняясь.

Кстати, в этом случае происходит приятная вещь – аккумулятор колеса подзаряжается! Из этого следует еще один нюанс – не стоит на полностью заряженном колесе спускаться с больших горок – перезарядите аккумулятор и сократите его срок службы.

Это я рассказал о стабилизации колеса в продольном направлении, практически повторив (с небольшими дополнениями) то, что пишут в инструкциях к колесу. Эту стабилизацию выполняет электронный модуль колеса, чувствуя куда вы его наклоняете. Само-собой разумеется при этом колесо должно быть включено.

Повороты

Теперь поговорим о главном— о том, о чем умалчивает инструкция – о стабилизации в поперечном направлении. Инструкция молчит на эту тему потому, что эту стабилизацию, проще говоря – равновесие, должны поддерживать вы.. Электроника колеса здесь не при делах. Есть, правда, одно исключение, но о нем позже.

Вернемся к средней картинке и посмотрим на неё с другой стороны (в лицо ездока).

Управление поворотами на моноколесе
Управление поворотами на моноколесе

Здесь ситуации похожи на предыдущие (физика, она и в Африке – физика), только результаты могут сильно отличаться. (Особенно у начинающих).

  • Средняя картинка – ездун стоит вертикально и его центр тяжести расположен строго на вертикальной оси, проходящей через центр колеса (обозначена красной линией). Далее для краткости буду называть её – ось колеса. И вес тела распределен поровну на обе подножки колеса. Допустим колесо неподвижно – тогда это будет фантастика, если через секунду, другую оно не наклонится в какую нибудь сторону, пытаясь сбросить ездока.

Вы ведь знаете, что на двухколесном велосипеде равновесие можно удержать только в движении. Не будем учитывать такой вид велоспорта, как гонка с преследованием. Где гонщики, как акробаты, балансируют неподвижно на велосипедах после старта, ожидая, кто первый не выдержит и поедет.

С моноколесом ситуация аналогична – равновесие легче поддерживать в движении.

Итак, если колесо движется и вес тела распределен поровну на обе подножки – колесо едет прямо.

  • Картинка слева – колесо едет, а ездок сместил центр тяжести, увеличив чуть–чуть вес тела на правую подножку. Колесо начнет поворачивать направо.
  • Правая картинка – колесо едет, более нагружена левая подножка. Центр тяжести смещен влево, туда-же поворачивает колесо.

Если во время движения вы будете неспешно и плавно «переминаться» с ноги на ногу – траектория движения получится «змейкой». «Переминаться» — это слишком сильно сказано. На самом деле это тонкий и чувствительный процесс. Нажимом на подножки нужно балансировать совсем чуть-чуть. Никаких резких движений, все должно быть плавно.

Кстати, небольшой наклон тела в сторону также вызывает смещение центра тяжести, и как следствие наклон и поворот колеса. Это труднее дозировать. Поэтому, на первых порах повороты лучше выполнять не наклоном тела в сторону, а легкими «переминаниями» (оставляя тело в вертикальном положении) — так легче контролировать поворот и удерживать равновесие. Главное – прочувствовать равновесие и постоянно его удерживать, со временем это дойдет до автоматизма.

На первых занятиях ограничьте максимальную скорость колеса (если это возможно) 5-6 км/час, потом увеличьте до 10 – 15 км/час. Далее, по мере приобретения опыта и необходимости острых ощущений.

Вообще-то этот вид транспорта довольно травмоопасен и не только для ездока, но и для окружающих. Езда на моноколесе требует постоянного внимания за дорогой и окружающей обстановкой, впрочем, как и любой другой вид транспорта. Но здесь «бдеть» за дорогой надо особенно – колесо может «взбрыкнуть» на любой кочке. На неровной дороге приходится немного сгибать ноги в коленях для амортизации и зажимать колесо между ног, чтобы оно не виляло.

«Переминаниями» выполняются плавные повороты. На больших скоростях дополнительно еще и небольшим наклоном тела поддерживается равновесие.

При езде не нужно делать резких движений, поворотов, ускорений и торможений даже на средних скоростях, чтобы не оказаться в ситуации: «Он повернул коня налево, а сам направо поскакал». «Поскакал» – это даже слишком мягко сказано…

Более резкие повороты на совсем маленькой скорости (почти остановившись) можно делать, зажав колесо ногами и принудительно поворачивать его, двигая одну ногу вперед, а другую назад с поворотом (не отрывая и не смещая ноги на подножках). Но это потом, когда вы с равновесием уже будете на «ты».

Почему я, начав о равновесии, говорю о поворотах? Вспомните езду на велосипеде: куда он наклоняется, туда и руль поворачивают чтобы удержать равновесие, а уж потом возвращаются на прежний курс. Такой же принцип езды и на моноколесе. Куда оно наклоняется, туда и езжайте, выравнивая его при этом в вертикальное положение, а затем поворачивайте в нужном направлении. То-есть первые метры вашей езды будут получаться змейкой, пока не освоитесь.

Возможно на первых занятиях вы будете ехать вообще не туда, куда хотите, а туда, куда хочет колесо. Не расстраивайтесь, главное поймать, прочувствовать и запомнить состояние равновесия. А с приобретением вами уверенности, колесо начнет подчиняться вашим желаниям.

Выше я говорил об одном исключении. — Электроника не участвует в поперечной стабилизации колеса. Но, если вы очень сильно наклонили колесо в сторону (например при повороте), процессор подумает что вы падаете и выключит колесо. То-есть крутые виражи, как в мотогонках, здесь не проходят. Они переходят в крутое падение.

Как вставать на моноколесо

Вы будете спокойно и уверенно чувствовать себя верхом на колесе, если перед этим научитесь свободно и уверенно становиться на него двумя ногами и сходить с него обратно. Пора уже поговорить о этой проблеме начинающих.

Возвращаемся к предыдущей средней картинке, к ситуации «фантастика» — когда колесо неподвижно. Фантастику надо сделать былью! Хотя бы на секунду, другую. Этого вполне достаточно, чтобы красиво и эффектно взобраться на колесо обеими ногами и начать движение. Вы ведь не участник гонки с преследованием, где спортсмены могут долго балансировать неподвижно на велосипеде, пока у кого-то нервы не выдержат.

Конечно, не спорю, становиться на колесо можно, одновременно приводя его в движение. Это легче. Но вы будете более скованы и напряжены, вам труднее будет осваивать чувство равновесия, если вы не почувствовали его на неподвижном колесе и не получили при этом небольшой опыт.

Смотрим на картинки ниже. Физика прежняя, классическая. Никакой фантастики.

Как правильно вставать на моноколесо
Как правильно вставать на моноколесо
  • Левая картинка – бедолага просто встал на колесо (в смысле перенес вес тела на подножку колеса) одной ногой (красная стрелка), не думая, что его центр тяжести совпадает с осью колеса. Не успел он поставить вторую ногу, как коварное колесо наклонилось, уперлось в ногу бедняги (черная стрелка) и …. как бы сказать помягче – попыталось придать седоку (ездоком пока его называть рановато) горизонтальное положение. Дальше без комментариев.

Чтобы не повторять судьбу бедолаги (не наступать на те же грабли), посмотрим как обмануть непослушное колесо на следующих картинках.

  • Средняя картинка – колесо нужно немного наклонить в противоположную сторону от подножки, на которую будет ставиться первая нога. Центр тяжести, другими словами – тело, нужно также держать смещенным в сторону наклона от оси колеса (вторая красная линия). При переносе веса на подножку (красная стрелка), колесо начнет выпрямляться (серая стрелка) и упрется в ногу. Смотрим далее.
  • Правая картина – (маслом). Вы должны напрячь ногу, не давая колесу опрокидываться дальше. Компенсируйте опрокидывающую силу колеса (черная стрелка) сопротивлением ноги (красная стрелка). Для этого не приближайте центр тяжести тела к оси колеса. Чем дальше центр тяжести от оси колеса, тем меньше давит колесо на вашу ногу. Балансируя, регулируйте равновесие, отводя в сторону свободную ногу и руку. В таком положении можно даже ездить, стоя на одной ноге.

Это вам пригодиться.

Но вернемся ко второй ноге. Чтобы поставить вторую ногу на колесо не нужно долго балансировать, оттопыривая ногу, как на правой картинке. Там показано как держать равновесие, когда стоишь только одной ногой на колесе. Смысл вы поняли. Начинайте «восхождение» на колесо как на средней картинке и потом быстро ставьте вторую ногу на подножку, распределяя вес тела поровну между подножками и, наклоняясь чуть вперед, начинайте движение.

При остановке – те же принципы. Слезая с колеса, смещайте тело (центр тяжести) в сторону ноги, которая будет первой сниматься с подножки (чтобы колесо вместе с вами не опрокинулось в противоположную сторону).

ВОТ И ВСЕ «СЕКРЕТЫ» РАВНОВЕСИЯ

Еще несколько практических советов

  • Привяжите к ручке колеса ремешок или веревку, позволяющую вам удерживать колесо от падения, когда оно стоит перед вами и когда вы спрыгиваете с него. Это вам нужно на время обучения, да и потом может пригодиться. (Длина привязанного ремня должна быть достаточной для некоторого свободного движения руки — примерно до пояса или груди, стоящего на колесе ездока).

В Youtube полно роликов, где колесо, после неудачной езды, мчится, кувыркаясь, не один десяток метров. А с поводком и колесо будет целее и прохожие не пострадают.

  • На последних картинках вы видели, как колесо упирается в ногу. Если на колесе нету мягких накладок, нужно или их установить или надевать на ноги мягкие накладки (типа наколенников) для защиты внутренней части голени. Иначе во время учебы страдания и приличные синяки вам обеспечены. Кстати, на время учебы желательно одевать защитную экипировку для коленей, локтей, кистей, перчатки и шлем, а при скоростях более 20 км/час уже обязательно.С косточками на ногах подножки колеса также ощутимо иногда соприкасаются – сапожки или высокие ботинки не помешали бы на первое время.
  • Как ставить ногу на подножку колеса? Для лучшей управляемости — вплотную к колесу. А в продольном направлении – посредине подножки. Если вы сдвинете ступню больше вперед – колесо будет активней набирать скорость, но тормозить будет сложнее. Если ступня будет смещена больше назад – тормозить будет легче, а разогнаться сложнее. (Сложнее – я имел в виду сильнее придется наклонять тело.) Удобное положение вы со временем определите для себя сами.

С чего начать?

План обучения.

  • Знакомство. Включите колесо и покатайте вперед, назад. Почувствуйте, как оно реагирует на попытки наклона вперед, назад.

Можете усложнить упражнение. Повторите, взобравшись на колесо и держась за неподвижную опору над головой (например турник). Упражнение типа маятник – ноги с колесом уехали вперед, потом назад. Руки остаются на неподвижной опоре.

  • Учимся становиться на колесо. На ровной свободной площадке включите колесо, поддерживайте колесо вертикально за ремень (см. первый практический совет). Поставьте одну ногу на подножку (смотри последние две картинки и текст). Быстро поставьте вторую ногу на подножку, удерживая равновесие. И снова снимите вторую ногу, вернув на землю. Повторяйте упражнение минут 10, постепенно пытаясь увеличить время стояния двумя ногами на подножках. (Результат 2 сек. – это уже отлично).
  • Аналогично №2, только начинайте с другой ноги.
  • Переступы. Начните делать упражнение №2, но снимайте с подножки ту ногу, которую ставили первой. И в обратную сторону выполняйте. Также постепенно пытайтесь увеличивать время равновесия на колесе.
  • Езда по прямой. Станьте двумя ногами на подножки. Одновременно с постановкой второй ноги, слегка наклонитесь вперед для начала движения. Распределите вес равномерно на обе подножки и поддерживая равновесие, езжайте прямо. Изменяя продольный наклон тела, слегка ускоряйтесь и замедляйтесь. Держите привязанный ремень к колесу свободно, не натянутым (а не держитесь за него). Балансируя руками, поддерживайте равновесие. Уменьшите скорость до полной остановки, сойдите с колеса, удерживая его за ремень от падения.
  • Начните упражнение №5. Плавно выполняйте повороты в обе стороны «переминаниями». Завершите упражнение аналогично предыдущему.
  • Начните упражнение №5. Попробуйте спрыгнуть с колеса при торможении, когда колесо еще не совсем остановилось. Удерживайте колесо за ремень от падения.
  • Начните упражнение №5. Уменьшите скорость и на маленькой скорости выполняйте повороты зажав и поворачивая колесо ногами.

Отрабатывайте каждое упражнение до получения положительных результатов.

  • Экстренная остановка. У меня это непроизвольно получалось следующим образом (на небольшой скорости, не более 5 – 7 км/час): отклоняясь назад и приседая, резко ставлю одну ногу на землю, второй ногой на наклонившемся колесе описываю дугу (как циркулем), упираясь ею и гяся силу инерции. Несколько раз – выручало. На большей скорости этот метод наверняка приведет к «эффектному» зрелищу под названием «катящееся бревно».

Потренируйтесь становиться на колесо и начинать движение, сходить или соскакивать с колеса поочередно разными ногами, а не только той, которой удобней. На дороге могут встретиться различные ситуации.

Полезной для здоровья будет и отработка навыка экстренной остановки (см. упражнение 9). Необходимо оценить и прочувствовать длину тормозного пути для безопасных остановок.

Думаю после этих опытов, спокойный плавный стиль вождения в итоге Вам больше понравиться. 20 км/час и выше – это для любителей остренького.

Если Вы не испугались повторяющихся в тексте слов «падение» и дочитали мое произведение до конца, признаюсь – научиться ездить на моноколесе можно и нужно совсем без этого ужасного слова «падение». Главное предупредить и предвидеть это событие.

Предупрежден – значит вооружен!

УДАЧИ! ДО ВСТРЕЧИ НА ДОРОГАХ!

P.S. Езда на моноколесе дарит прекрасное чувство полета над землей!

(Это не в смысле – полет при падении с колеса. При падении возникают совсем другие чувства).

Автор: yuriyyaremenko

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх