Как починить литий-ионную батарею моноколеса?

Снимаем торцевые изоляторы

Всё чаще на улицах можно встретить людей, перемещающихся на моноколёсах — самобалансирующихся одноколёсных средствах индивидуальной мобильности.

И сегодня мне в руки попалась батарея как раз от одного из таких устройств. Его владелец сообщил, что она стала очень быстро разряжаться.

Старый аккумулятор
Старый аккумулятор

Внимание! Статья не является прямым руководством к действию. Это лишь демонстрация опыта, полученного автором. В случае повторения действий, изложенных в статье, вся ответственность лежит на Вас. Трезво оценивайте свои возможности.

По наклейке видим все основные характеристики: это литий-ионная батарея ёмкостью 7 Ач на напряжение 60 В (57,6 В), абсолютной ёмкостью 403,2 Втч.

Характеристики аккумулятора
Характеристики аккумулятора

Снимаем термоусадку.

Плата BMS (battery management system, система управления батареей) имеет размер самой батареи. Это сделано для удобства подсоединения балансирных контактов — они подпаиваются непосредственно на плату BMS, а не подключаются через разъём, как это реализовано на большинстве батарей электровелосипедов.

Плата BMS моноколеса
Плата BMS моноколеса

Сверху на плате находится изоляционный материал. Отклеиваем скотч и снимаем его.

Перед нами BMS плата во всей красе: видны крупные балансировочные резисторы, зарядные и разрядные транзисторы. Балансирные контакты промаркированы V1…V15 (16-й — это выход на нагрузку «P+»).

BMS плата во всей красе
BMS плата во всей красе

Кстати, в правом нижнем углу виден ряд отверстий для впайки дополнительного балансирного разъёма — видимо, для случая, когда в моноколесе используется не одна, а две батареи.

По маркировке определяем, какие элементы использовались для сборки батареи, — это LG MJ1 ёмкостью 3500 мАч. Так как каждая из 16 ячеек состоит из 2 параллельно соединённых элементов, получается ёмкость 7 Ач, которая и указанная на наклейке.

Батареи LG
Батареи LG

При помощи мультиметра измеряем напряжение на каждой из 16 ячеек. На всех, кроме 12-й, напряжение составило 3,3 В, а на 12-й = 0 В, то есть она неисправна.

Измеряем напряжение ячеек
Измеряем напряжение ячеек

Для замены неисправной ячейки (двух элементов), сначала необходимо снять плату BMS. Последовательно отпаиваем все балансирные контакты и отгибаем их вверх.

Отпаиваем все балансирные контакты
Отпаиваем все балансирные контакты

Особенно аккуратно следует отпаивать контакты «B-» и «B+», поскольку они находятся всего в паре миллиметров друг от друга и их можно случайно закоротить. А так как фейерверков я на сегодня не планировал, для исключения замыкания использовал кусок текстолита.

Когда все контакты отпаяны, снимаем плату BMS с батарейного блока.

Снимаем плату BMS с батарейного блока
Снимаем плату BMS с батарейного блока

Так выглядит батарейный блок. Со стороны укладки проводов для дополнительной изоляции наклеен электрокартон. На боковых торцах и между блоками также наклеены изоляционные материалы.

Батарейный блок
Батарейный блок

Разъединяем блок на две половины. Чтобы было удобнее работать и ничего не перепутать, я решил подписать все контакты — по ним буду ориентироваться при сборке батареи.

Разъединяем блок на две половины
Разъединяем блок на две половины

Ещё раз убеждаемся, что именно эта ячейка (12-я) неисправна, и помечаем её маркером.

Убеждаемся, что именно эта ячейка неисправна
Убеждаемся, что именно эта ячейка неисправна

Снимаем торцевые изоляторы и получаем доступ к контактам, соединяющим элементы между собой.

Снимаем торцевые изоляторы
Снимаем торцевые изоляторы

При помощи плоской отвёртки аккуратно отрываем контактные пластины и подчищаем остатки точечной сварки.

Отрываем контактные пластины
Отрываем контактные пластины

Элементы соединены между собой при помощи циакрина (цианоакрилат, суперклей) и прочно держатся вместе, поэтому разъединить их, не повредив оболочку, не получится.

А раз такое дело, можно пожертвовать оболочкой неисправных ячеек. Подрезая её ножом, разъединяем элементы и заменяем на новые, которые также фиксируем циакрином. Для этого используем элементы такой же ёмкости — Sanyo GA 3500 мАч.

Необходимо убедиться, что у этих двух элементов одинаковое напряжение, иначе при сварке, когда они будут соединяться параллельно, один элемент начнёт заряжать другой, и если разница существенная, процесс может сопровождаться нагревом.

Ставим новые элементы
Ставим новые элементы

Вырезаем подходящие контактные пластины и идём к аппарату точечной сварки. Кроме самих контактных пластин, нам потребуются узкие балансирные контакты, которые позже будут подпаиваться к плате BMS.

Элементы сварены, балансирные контакты приварены поверх контактных пластин.

Элементы сварены
Элементы сварены

Прежде чем продолжить, необходимо сравнить напряжение новой ячейки (12-й) с напряжением остальных ячеек, и если оно отличается больше чем на 0,1 В, дозарядить или разрядить 12-ю ячейку до напряжения остальных ячеек.

После этого приклеиваем на место торцевые изоляторы и соединяем 2 блока ячеек.

Соединяем 2 блока ячеек
Соединяем 2 блока ячеек

Размещаем плату BMS в исходное положение и подпаиваем к ней балансирные контакты.

Ставим плату BMS на место
Ставим плату BMS на место

Теперь необходимо выполнить итоговый тест на ёмкость — зарядить батарею при помощи зарядного устройства, а затем разрядить через ваттметр под нагрузкой.

При этом важно учесть, что платы BMS моноколёс не отключают разряд при достижении нижнего порогового напряжения — это сделано для того, чтобы при эксплуатации моноколесо не выключилось в неподходящий момент и водитель не получил травму.

В связи с этим, при разряде нужно следить за напряжением самостоятельно, например, включив звуковую сигнализацию достижения нижнего порога на ваттметре.

Наклеиваем верхний изолятор. Осталось усадить сверху термоусадочную трубку и загерметизировать торцы.

Наклеиваем верхний изолятор
Наклеиваем верхний изолятор

На этом всё, надеюсь было интересно!

Источник: pikabu.ru

Как починить литий-ионную батарею моноколеса?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх