Моноколеса: что, как, зачем, почем, почему, за что и кто виноват…

Сергей - езда на моноколесе

Бывают у меня периоды в жизни, когда я могу загореться и сильно хотеть чего-то. Обычно это что-то – это индивидуальные транспортные вещи.

Так было, когда я хотел велосипед. Так было, когда я хотел потом машину и это была целая история, и конечно с приключениями. И так случилось недавно. Это зачастую иррациональное желание, но вот хоть стой хоть падай вот хочу … откуда это желание берется не знаю …

Недавно случилось вот что. У меня появилось желание ездить на работу на моноколесе. И я нашел доводы убедить себя в целесообразности данного выбора. После недолгих размышлений и благодаря идущей акции, когда можно было купить новое моноколесо из магазина относительно не дорого – я решился. И купил одно из самых не дорогих моноколес ks14b с мотором 500Вт и батареей 16s1p (16s – это 16 ячеек, 1р – это одна параллель все элементы в которой подключены последовательно) 174Вт.ч. Заодно я открыл для себя форум «электротранспорт». Это удивительно, но рассказ о моноколесах невозможен без углубления в техническую сторону вопроса, цены, перспективы, а также в тему того, кто в итоге на сей день ездит на моноколесах!

Начну с последнего: на моноколесо встают по статистике зачастую … мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. Реже это случается с мужчинами от 20 до 30 и от 40 до 50 в равной степени. Женщины практически не ездят, за редким приятным исключением. На эту тему наверняка можно написать диссертацию по психологии. При этом все эти мужчины зачатую технических специальностей, много программистов. Кстати на форуме даже есть двое дедушек за 80 лет, которые ездят на моноколесах.

Моноколесо в разрезе
Моноколесо в разрезе

Теперь затрону техническую часть. Все гениальное просто. Колесо, оно же электромотор, оснащается платой управления и аккумуляторной батареей, и еще парой датчиков (для отслеживания частоты вращения колеса – датчики холла и уровня горизонта — гироскоп). Технический минимализм. Вот колесо и оно само едет – все. Все остальное лишнее. С технической точки зрения – красиво.

Мотор – это потенциальная составляющая. Если мотор мощный, он потенциально может дать хорошую скорость, динамику, надежность при ускорениях и торможении.

Самые начальные колеса комплектуются двигателями 350Вт. На таком моторе можно только ездить со скоростью не многим больше скорости пешехода. До 18км/ч можно разгоняться, но по факту на них ездят со скоростью где-то 10 км/ч. На таких моторах обычно учатся вставать на моноколесо, для выполнения каких-то больших функций его сложно использовать из-за малой скорости и т.к. зачастую их комплектуют малыми батареями с малым запасом по дальности езды. Да если бы и поставили туда большую батарею – малая скорость отобьет любое желание использовать его как средство для передвижения.

Далее идут 500Вт моторы. На таких моторах уже можно разгоняться до 25км/ч. Более — менее стабильно и комфортно на них можно ехать 15 км/ч. Это что-то среднее между начальным уровнем и уровнем уверенного пользователя. Данный мотор уже позволяет несколько больше нежели предыдущие. Уже можно не только учиться на таком колесе, но вполне передвигаться на относительно небольшие расстояния и пользоваться колесом как средством передвижения. Конечно крейсерская скорость в 15 км/ч ограничивает сферу использования таких моторов. До полноценного транспортного средства в черте города оно не дотягивает. Однако приемлемо как средство передвижения на расстояния до 5км и средство «подскока» до общественного транспорта.

800 Вт моторы. Такими моторами агрегатируются модели моноколес, которые уже можно без натяжки считать городскими транспортными средствами. Максимальные скорости заявляются под 30Км/ч, при этом вполне комфортно передвигаться со скоростями в районе 25км/ч. Таким образом мы получаем скорости сопоставимые с велосипедом, при этом масса-габаритные характеристики позволяют брать такие моноколеса в общественный транспорт значительно расширяя область применения таких колес в черте города, позволяя комбинировать маршрут в широких пределах.

Далее идут более мощные моторы 1200Вт, 1800Вт, 2200Вт … с ростом максимальных скоростей 35, 40 и 50км/ч. Такие моторы обычно ставят на модели довольно больших размеров, что ограничивает несколько их удобство эксплуатации в плане использования общественного транспорта. Да и нужно ли им это? 🙂

Габариты Inmotion V8 и GotWay Msuper 3
Габариты Inmotion V8 и GotWay Msuper 3

Батарея – это кинетическая составляющая. Чем больше тока она может дать, тем больше энергии переработает мотор и большее усилие сделает для движения. Чем больше емкость, тем более далекую и динамичную поездку на моноколесе можно совершить. Напряжение батареи определяется количеством элементов в одной параллели, а отдаваемый ток количеством этих параллелей. К примеру, в линейке моноколес фирмы KingSong встречаются батареи конфигураций: 16s1p, 16s2p, 16s4p. У моноколес фирмы Inmotion можно встретить конфигурации 20s1p у модели v5, 20s2p у модели v8 и 20s4p у модели v10 и v10f. Половину стоимости моноколеса составляет стоимость именно батареи. Чем больше батарея – тем дороже моноколесо.

1p – моноколеса с одной параллелью считаются начальными. Они имеют малый ток и малую емкость. Расход энергии из одной параллели происходит быстрее и аккумуляторы быстрее изнашиваются со временем. Помимо этого, если вдруг эта единственная батарея вдруг откажет на ходу, то это может закончится падением. Пробеги обычно составляют до 20км. Моноколеса с такими батареями стоят обычно до 25-30т.р.

2р – моноколеса имеющие две параллели уже являются довольно привлекательным решением. Обычно такие батареи ставят на колеса от 500вт, чаще на 800вт это такие модели как ks14d, ks16a, inmotion v5f, inmotion v8. Моноколеса с такими батареями порой в 2 раза дороже моноколес начального уровня с батареями 1р, но при этом возможности этих моноколес удовлетворяют большинство потребительских желаний. Ценовая вилка находится в промежутке между 30 и 50 тысячами рублей.

3р – в продаже такие комбинации не встречаются, но бывает в корпусе моноколес находится свободное место и умельцы до устанавливают к 2р батареям еще одну 3-тью параллель повышая дальность пробега. К примеру так бывает поступают с Inmotion v8.

4p – на данный момент это одни из самых больших батарей, которые ставят на моноколеса. Такую конфигурацию ставят на моторы мощностью более 1000вт. Это позволяет ездить на скоростях за 30км/ч на большие расстояния, превышающие 40км. Моноколеса с такими батареями стоят за 50т.р.

Ширина покрышек Inmotion V8 и GotWay Msuper 3
Ширина покрышек Inmotion V8 и GotWay Msuper 3

Немного коснусь таких характеристик как диаметр колеса, вес, ширина покрышки. Чем больше эти три показателя тем лучше колесо держит большую скорость и цепче держит траекторию по неровной поверхности. Чем меньше эти показатели, тем соответственно его труднее контролировать на больших скоростях, но легче контролировать на малых – оно становится более маневренным и им легче делать всякие финты на малых скоростях. Так есть один француз циркач, который для своих трюков использует колесо как раз начального диапазона из-за малого размера диаметра, малого веса и узкой покрышки – им легче маневрировать.

Если скорости у начальных колес в среднем до 20км/ч (иногда до 25км/ч) и можно пренебречь пассивной защитой в виде роллерной из 6-ти элементов, то самые мощные колеса ездят на скоростях быстрее 40км/ч и тут без защиты уже никак и люди пользуются даже мотоциклетной защитой, не пренебрегая в том числе и серьезным шлемом фул-фэйс. Если первые годятся только для того, чтобы просто научиться и совершать небольшие поездки до общественного транспорта, то последние уже сами полноценное транспортное средство. Ну и между ними посредине находятся те колеса, которые можно назвать массовыми 😉

Моноколесо в метро

Закончу тем, что для меня моноколесо это свобода. Свобода перемещения по мегаполису. Если на машине можно встать в пробку и порой негде ее припарковать, пешком будешь долго идти, то на колесе можно быстро ехать и в то же время пользоваться общественным транспортом в случае чего. Но для моноколеса нужно созреть. Быть готовым к тому, что вам придется на нем научиться ездить, а это не всегда просто. Быть готовым к падениям. Быть готовым к тому, что в случае если оно вдруг отключится – нести его. Быть готовым заплатить за него не малые деньги, ведь это не дешёвое удовольствие. И да именно, это удовольствие … по большому счету это оно … но оценить его смогут не все 🙂

А еще когда научитесь и начнете ездить, люди на вас будут смотреть как на инопланетянина или как на чудака. Дети будут показывать пальцем и восторженно кричать своим родителям «хочу такое же». Некоторые люди будут останавливаться и смотреть вам в след. Другие будут к вам подходить и спрашивать «что это?» тыча пальцем в ваше моноколесо. Моноколесо это все еще новое явление в нашей стране и довольно неразвитое и у вас есть все шансы успеть стать новатором в нашем обществе, законодателем новой, моноколесной моды.

Засим желаю вам добра, хорошего настроения, здоровья и чистого неба!)

// Автор FreiDjaz (Илья Пантелеев) С.Пб. 22.05.2018.

Моноколеса: что, как, зачем, почем, почему, за что и кто виноват…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх