Общественное движение «Малый электротранспорт России» — интервью с участниками

Тимур Артемьев на моноколесо UniWheel

17-го января 2019 года в СМИ появилась информация о прошедшем в этот день заседании круглого стола в Думе по вопросу нормативного регулирования малого электротранспорта. Новость быстро разлетелась по электротранспортному сообществу, но самый большой интерес вызвало выступление лидера общественного движения “Малый электротранспорт России” Александра Осипова.

Всех интересовало, что это за общественное движение и какую позицию занимают его участники. Я связался с Осиповым Александром Анатольевичем (далее А.А.) и мы договорились о встрече, на которой я смог пообщаться с ним и его коллегой по движению Павловым Александром Викторовичем (далее А.В.) и задать им несколько вопросов.

Интервью

— Саш, сначала самое главное: что такое общественное движение малого электротранспорта, когда появилось и сколько в нем участников?

А.А.: Общественное движение “Малый электротранспорт России” появилось по нашей инициативе в процессе общения с депутатом Госдумы Васильевым Александром Николаевичем, который сейчас курирует эту тему. Он сильно заинтересовался темой малого электротранспорта, попробовал некоторые модели Dualtron’ов и составил свое позитивное мнение о развитии прогресса в этой сфере. По нашей общей инициативе был собран этот круглый стол с участием представителей общественности, бизнеса и чиновников. Движение “Малый электротранспорт России” достаточно молодое, оно было создано в декабре 2018 года. Сейчас в него входит 5 человек, двое из которых участвовали в заседании.

А.В.: Весной 2018 года Александр Николаевич отзывался о малом электротранспорте, как о достаточно опасном способе передвижения. Нас это привлекло, мы связались с ним, и в процессе общения пришли к выводу, что эта тема нуждается в отдельном регулировании. В этом заинтересованы все участники дорожного движения. Было принято решение организовать общественную организацию, чтобы с ее помощью популяризировать малый электротранспорт и помочь создать правильную правовую базу, чтобы не ущемлялись права владельцев электросамокатов и других участников дорожного движения. В рамках движения мы планируем проводить пробеги на электросамокатах, соревнования, открывать межрегиональные отделения, выпускать членские и скидочные карты, чтобы поддержать участников движения.

— Я правильно понимаю, что если бы не ваше инициатива, этого заседания в Думе не было бы?

А.А.: Оно состоялось бы в любом случае, просто, скорее всего, позже. У Думы в конце декабря уже был перечень документов и предложений. И речь бы шла только о Москве. А мы считаем, что этот вопрос надо рассматривать гораздо шире. В Москве-то как раз с инфраструктурой не так плохо, как в других городах. Например, присутствующие представители “Делисамоката” рассматривают электросамокаты как транспорт последней мили и только. И совсем забывают о другом классе электросамокатов, которые используются для перемещения на большие расстояния, особенно в городах, где нет метро.

В общем, мы составили свое предложение, обобщили информацию о рынке, обсудили, кого следует пригласить на этот круглый стол. ПДД это прерогатива правительства, но в рамках своих полномочий Дума может выдвинуть предложения, которые правительство обязано рассмотреть.

— Расскажите в двух словах о прошедшем заседании, о чем говорили, какие предложения были озвучены?

А.А.: Большую часть времени потратили на то, чтобы прослушать предложения и просмотреть презентации всех участников. Было минут 15-20 на обсуждение. Никаких окончательных решений там не принималось. В целом осталось позитивное впечатление от общего настроя участников, т.к. почти никто из выступающих не предлагал ничего кардинально запрещать, как многие боялись. Было общее понимание, что это перспективное направление, от развития которого все только выиграют. Предложение нашей организации состоит в том, чтобы добавить новую категорию. Новые виды электротранспорта сейчас появляются очень часто. Не хотелось бы через пару лет опять собираться и решать, к мопедам или пешеходам относится новый девайс. Но с этим не все согласны. Например, Минтранс предложили пока ничего не менять. И сложилось впечатление, что большинство их поддерживают.

А.В.: Я хочу добавить. В Минтрансе считают, что вряд ли эта тема наберет достаточный оборот, чтобы вводить новые правки в существующие ПДД. Но, тем не менее, у всех собравшихся было понимание, что это сложный вопрос и простыми запретами его решать было бы неправильно. Тема малого электротранспорта набирает обороты и нельзя просто объединить все устройства в одну группу и закрыть ей доступ на проезжую часть или, наоборот, на тротуар. Этот вопрос требует гибкого подхода и с этим все согласны.

— Т.е., вообще никто из присутствующих не приехал с резко отрицательной позицией по отношению к персональному электротранспорту?

А.В.: Была похожая позиция депутата Мосгордумы Святенко Инны Юрьевны, которая занималась этим вопросом с начала 2018 года. Сейчас уже не занимается. Ее аргументы строились на опасности этого вида транспорта.

А.А.: Она подкрепляет свое мнение зарубежным опытом, например Германии и Великобритании. В Германии на моноколеса нужны номера. В Великобритании вообще запрещено выезжать на дороги общего пользования на любом электротранспорте, только на частной территории. Но эти правила берут свое начало более 130 лет назад и электротранспорт просто “попал” под них. Кстати, недавно появилась информация, что в Великобритании хотят ввести полицейские патрули на сигвеях. Еще в качестве ярых противников малого электротранспорта выступили члены общественного движения “Союз пешеходов”. Они предложили убрать с тротуаров все, что выше 250Вт и переместить на проезжую часть в качестве мопедов.

— Это примерно как при действующих в данный момент ПДД ?

А.А.: Да. Сразу видно, что они не сильно углублялись в тему. У них нет понимания, что линейной зависимости между мощностью и скоростью не существует.

А.В.: В их понимании наиболее опасным видом транспорта для пешеходов является моноколесо, т.к. тормозной путь у этих устройств гораздо больше, чем у электросамокатов. Плюс небольшая потеря баланса может привести к неприятным последствиям.

— Ок, вернемся к моноколесам чуть позже. С каким предложением вы выступали за круглым столом?

А.А.: Мы настаиваем на создании отдельной категории, а не добавлении электросамокатов к существующим. Из запретов там указан только выезд на автомагистрали.

А.В.: Ну еще и возрастная категория для владельцев электросамокатов — 18 лет и более.

— А что же случится с детскими электросамокатами?

А.В.: С детскими ничего. Речь идет именно об устройствах с более 40км/ч, которые будут выезжать на проезжую часть.

— А, значит 250Вт Ninebot’ы и подобные им на тротуаре без возрастных ограничений?

А.В.: Да

— Ок, теперь давайте про моноколеса. Чего с ними предлагаете делать?

А.А.: Ряд организаций придерживаются мнения, что малый электротранспорт, приводимый в движение с помощью гироскопического эффекта, более опасен. И мы с этим частично согласны. А в правительстве на первое место всегда ставят безопасность. В нашем предложении гиротранспорт либо на тротуаре, либо на велодорожке.

— В зависимости от чего?

А.В.: От максимальной скорости. В нашем предложении нет пункта именно о моноколесах, но есть общие ограниения по скоростям для всего электротранспорта. Например, на велодорожке поддерживать среднюю скорость не менее 20км/ч. На проезжую часть выезжает электротранспорт, способный поддерживать скорость 35-40км/ч. Но мы предлагаем не допускать на проезжую часть гиротранспорт.

— Тогда получается, что моноколеса с 50км/ч вообще выйдут из игры?

А.В.: Ну почему же, на велодорожке можно двигаться достаточно быстро. Вообще, эта тема пока открыта и четкого предложения не сформировано. Возможно, получится отдать им определенные участки проезжей части.

А.А.: У нас нет цели запрещать быстрые моноколеса. Кстати, я сам, кроме электросамоката, использую Gotway Monster.

— Ок, давайте тогда перейдем к организационной части. Я правильно понимаю, что результатом этого собрания стало создание рабочей группы, которая должна в течение месяца выдвинуть общее предложение и направить его в правительство? Из кого будет состоять эта группа и когда она начнет функционировать?

А.А.: Она уже составлена и состоит в основном из тех, кто присутствовал за круглым столом. Это представители общественных организацией, бизнеса (Делисамокат, Самокатшэринг) и правительственные структуры. Я думаю, это Минтранс, МВД, Мосгортранс. Кстати, последние прислали очень хорошее предложение, где нет ни слова о запретах. Но мы его пока не можем публиковать.

— Как будет функционировать эта группа?

А.А.: Через месяц еще раз встретимся, обсудим. Думаю, на 2-ом или на 3-м заседании уже сформируем ряд предложений, которые будем отправлять правительству.

— Т.е. где-то через месяц-полтора отправите. И как считаете, насколько это все затянется после этого?

А.А.: Мое мнение, что в этом году никаких изменений внесено не будет. Но как будет на самом деле сказать сложно.

А.В.: За круглым столом трое представителей высказали мнение, что торопиться не стоит. Необходимо еще подождать и посмотреть, во что эта тема трансформируется естественным образом и тогда уже будет понятней.

— Я правильно понимаю, что ни в одном из представленных предложений не рассматривался вариант регулирования устройств по ТТХ на этапе продажи или, даже, ввоза в страну?

А.А.: Об этом упомянули представители МВД. Не настаивали, а просто рассуждали в диалоге. Но “Делисамокат” ответил им, что этого сделать просто не получится, т.к. в рамках текущего законодательства такие устройства можно ввозить как электрочайники.

— Обсуждался ли вопрос, как возможно контролировать соблюдение новых ПДД, если их примут?

А.А.: Скорее всего в виде ответственности участника движения, если произойдет ДТП.  Там кто-то, даже, начал обсуждать создание нового подразделения полиции, которое займется контролем, но это все не реально.

А.В.: Этот вопрос сейчас как раз самый сложный, скорее всего из-за этого многие не хотят торопиться с введением новых правил. В принципе, современные технологии позволяют сделать что-то с помощью обязательного чипирования устройств и фиксации их движения, но об этом говорить рано.

— Кстати, по вашему предложению, быстрый электротранспорт, который передвигается по проезжей части, должен иметь регистрацию, номера?

А.В.: Нет, только ограничение по возрасту.

— Спасибо за ответы! Какое-то заключение, может? 🙂

А.А.: Мы будем продолжать настаивать на новой категории, чтобы не попасть под существующие. Такие, как мопеды. Ведь в этом случае появится много ограничений и владельцы малого электротранспорта сильно потеряют в мобильности, которая является его основным преимуществом. И я рад, что с этим многие согласны.

А.В.: Сейчас мы заложили первый камень в построение новой системы. Но я хочу напомнить, что строить ее предстоит всем владельцам электротранспорта. От каждого из нас зависит, как к нам будет относится общество. Если никто не будет появляться на Dualtron’ах в 3-м ряду, кататься на платформах метро, все будут вести себя разумно и уважать других, то у малого электротранспорта не будет создаваться негативная репутация, и мы создадим положительное отношение общественности к нам.

Список участников круглого стола

Источник: electro.club

Автор: Владимир Лаврунин.

Насколько вам понравилась эта запись?

Итоговый рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 3

Нам очень жаль что запись оказалась для вас бесполезна!

Давайте улучшим эту запись!

Общественное движение «Малый электротранспорт России» — интервью с участниками

Один комментарий к “Общественное движение «Малый электротранспорт России» — интервью с участниками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Пролистать наверх