Моноколесо Тома Энэйбла

Оседлать колесо! 150 лет истории моноколес

Ниже вы прочтете длинную (но тем не менее краткую) историю транспортного средства под названием «моноколесо».

Единственное общее, что есть у всех моноколес — это 1 колесо (как ни странно). Конструкция и двигатель постоянно менялись — это была и мускульная сила, и двс, и даже тяга на воздушном винте.

Кроме очевидной проблемы устойчивости у этого транспорта есть свои специфические проблемы. Сложность механизма поворота и так называемый джербиллинг — это вращение седока, обратное вращению колеса.

Моноколеса на велосипедной тяге

Первые моноколеса известны с 1869 года. И поскольку это была доавтомобильная эра, они приводились в движение как велосипеды — силой ног, а иногда и рук. И на некоторых из них был жесткий обод без шин.

Хотя некоторые из них сохранились в музеях — нет понимания, могли ли они двигаться вообще, настолько неправдоподобны конструкции.

Есть изображения, где лошадь запряжена чем-то вроде брички на одном большом колесе.

Существует любопытный рисунок парного моноцикла и даже реплика 2008 года.

Опять-таки, остается гадать — возможно ли на таком передвигаться. Очевидно, что ездить можно только вдвоем, причем, седоки должны быть не просто одного размера и веса, но еще и обладать синхронной координацией.

Первые моноколеса с мотором

Наконец, кто-то сделал это первым — догадался поставить ДВС в конструкцию моноколеса. И кроме скорости и удобства решилась одна из проблем этой конструкции — центр тяжести сместился ниже центра колеса, и аппараты стали более устойчивыми.

В начале века еще в ходу была идея использовать воздушный винт в качестве движителя наземного транспортного средства (вспомнить хотя бы Элику инженера Леята).

Существовало моноколесо с винтом за авторством Д’Арлинга 1914 года.

Не спешите считать эту идею абсурдной. С точки зрения физики пропеллер, который тянет, — это хорошее решение для джербиллинга, так как он не создает реактивного вращения.

Винт имеет достаточно широкий лопасти, чтобы работать на низких оборотах. Сзади у моноколеса противовес и опора, на которую он опирается, когда не движется. Этой же цели служат изогнутые подпорки по бокам.

Согласно статье из «Популярной Механики» это чудо гоняло по улицам Сент-Луиса со скоростью 67 миль в час (108 км в час).

Проект гироэлектрического эсминца, 1918

Да, существовал и такой. Первая мировая война поставила новые задачи перед армией и решать их нужно было новой техникой. предполагалось, что огромное моноколесо должно без усилий преодолевать стены, рвы и окопы, параллельно уничтожая противника из орудий. Поворот должен был осуществляться смещением груза внутри колеса. Идея хороша, но слишком большой размер колеса — отличная мишень для снарядов и бомб.

Кстати, тут еще можно вспомнить проект нашего полковника Лебеденко с его исполинским танком — правда, там было два колеса с дополнительным катком — примерно того же времени.

Кроме того — каково было бы артиллеристам в качающихся люльках?

Моторуота Давида Гислаги, 1920-е годы

Это моноколесо реально существовало и даже имело определенный успех. Его изобретатель Давид Гислаги проехал на нем из Милана в Рим, а так же существует много фотографий и материалов, намекающих, что Гислаги произвел некоторое количество подобных аппаратов и пытался их продавать.

Поворот осуществлялся за счет наклона колеса относительно седока. Это видно на чертеже из патента:

Моноколесо Э.Дж.Кристи, 1923 год

Судя по фото выше это транспортное средство существовало в реальности, по крайней мере, его почти построили. Но однако нет никаких сведений, что оно поехало. А сомнения в его конструкции есть.

В интервью журналу «Популярная наука» Кристи рассказывает, что двигаться моноколесо должно за счет авиационного 250 сильного двигателя, висящего снизу на оси. Такое расположение должно уравновесить конструкцию и позволяет водителю располагаться сверху оси.

По бокам расположены два гироскопа по 227 кг, призванные уравновесить колесо. А еще с помощью них должен осуществляться поворот — водитель перемещает их по горизонтальной оси, отчего моноколесо поворачивает без наклона.

Вес аппарата предполагался в районе тонны, а скорость — 400 километров в час.

Хм, тут есть те, кто силен в физике? Такая конструкция могла бы работать?

Моноколеса для детей, середина 1920-х

Все-таки особенные раньше были времена!

Пороще относились ко всем, в том числе и к безопасности. Сохранилось фото детского моноколеса с очевидно бензиновым двигателем. А вы бы своего ребенка отпустили покататься?

Динасфера Дж. Пурвеса, 1932

Пурвес усовершенствовал идею, расширив моноколесо и решив таким образом идею поперечной устойчивости. Динасфера (по некоторым источникам) приводилась в движение 2,5 сильным мотором и могла разогнаться почти до 50 километров в час. Вес при этом имела выше 400 кг. что-то не очень верится в это, но таковы сведения.

Пурвес построил как минимум еще один образец — на электрической тяге, предположительно от свинцово-кислотных батарей.

Была еще модель с закрытой кабиной (видимо только в проекте):

Есть даже два видео 30-х годов — посмотрите, как она движется:

Проект Велопланера, 1932

Про него немного информации, особенно непонятно, зачем планеру моноколесо? Но если посмотреть на чертеж ниже:

Возникает предположение, что планер запускался не только от тросов, но и от вращения пропеллера, который вращался в свою очередь от моноколеса.

Проект моноколесного танка, 1933

Боевой танк с одним колесом, управляемый одним бойцом.

Танк (или броневик) можно сделать из любого транспортного средства — почему бы и не из моноколеса? Интересно, учитывался ли момент отдачи оружия? Ведь конструкция и так не особо устойчива. Я уж не говорю, что прицеливаться в таких условиях невозможно.

И не говорите мне про дополнительные колеса сбоку — для пересеченной местности и вообще для боя — это первое уязвимое место.

Как видно из рисунков — танк должен был даже плавать! Что там с герметизацией? А еще посмотрите — обтекатели этих маленьких колес должны были быть поплавками в таком случае. Но они не замкнуты, а значит точно хлебнут воды.

Автобус на дино-колесе, 1935

Кроме этого изображения из журнала ничего нет, можете оценить сами каково это прокатиться внутри этого автобуса, и помогут ли как-то устойчивости эти колеса по периметру.

Идея шарообразного танка, 1936 (тоже ведь моноколесо)

Разумеется, идея не выдерживает никакой критики — ни по устойчивости, ни по живучести, ни по пригодности для ведения боя. Но посмотрите на реально существовавший во время Великой Отечественной немецкий танк Кугельпанцер:

Дальше во второй половине 20 века нет-нет да и появлялся изобретатель, который брался за совершенствование идеи моноколеса (в том виде, как ее спроектировал Гислаги).

Например, Вальтер Нильссон (1952 год):

Или Герейнт Оуэн (начало 2000-х):

Моноколеса Керри Маклина

О нем следует упомянуть особо. Он строит моноколеса с 70-х годов и продает их желающим. У него есть сайт kerrymclean.com, где можно все узнать подробнее.

Более того — его изделия прошли лицензирование для дороги, а значит на них можно ездить наравне с другим транспортом.

Маклин называет их моноциклами (пожалуй, это ближе к мотоциклу, да). На моноцикле сверху стоит 40-ка сильный двигатель от снегохода с водяным охлаждением. Так же присутствуют фары, стопсигналы и номерной знак. Моноцикл развивает скорость в 85 километров в час.

Моноколесо, наконец, заняло свое законное место на дороге!

А как вам моноцикл с алюминиевым V8 от Бьюика и четырехкамерным карбюратором?

И еще одна версия этой конструкции:

Моноколесо Тома Энэйбла — рекорд скорости в 2013 году

На моноколесе своей конструкции с 200 кубовым двигателем Энейбл смог разогнаться до скорости 60,1 миль в час (около 96 километров час).

Одноколесный моноцикл Ryno Motors, 2015

А в этой идее пошли по другому пути — и упростили мотоцикл.

На сайте rynomotors.com можно увидеть этот проект «доступный для глобальной производственной лицензии». Не могу сказать, что это значит, но заявленные характеристики у этого моноцикла на электромоторах — 10 миль в час (16 км/ч) скорость и 15 миль (24 км) дальность езды.

Ну и самый известный нам тип моноколеса (2014)

Как видите, идея моноколеса проделала долгий и неустойчивый путь до подобного воплощения — компактного, устойчивого и понятного для телесного равновесия и относительно дешевого.

Изготовлено компанией Airwheel, имеет двигатель 400 ватт, дальность хода 4-6 миль (6-9 км), скорость 12 миль в час (19 км/ч), аккумулятор заряжается 1 час.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх