Езда на сигвеях

Призрачный гонщик: сегвеи и гироскутеры, которым нет места на дорогах Петербурга

Как регулировать электротранспорт на дорогах и велодорожках

В Петербурге новомодных средств передвижения становится все больше. Наряду с велосипедами горожане ездят на гироскутерах, сегвеях, моноколесах, роллерсерфах. Активисты даже задумали собрать их в парад по новым велодорожкам 16 сентября. Электротранспорт часто двигается быстрее велосипедов, но при этом правилами дорожного движения приравнивается к пешеходам. Это приводит к казусам и неразберихе на тротуарах и велополосах. «Карповка» пообщалась с КРТИ, ГИБДД и горадминистрацией, чтобы определиться с местом альтернативного транспорта на дорогах.

Пешеход на колесах

Весной 2017 года Смольный сам увеличил количество электротранспорта на улицах города, выпустив в центр службу помощи туристам на десяти сегвеях. Однако точное количество подобных машин в Петербурге никто не считал. Оценить его можно будет 16 сентября. В этот день по новым велодорожкам на Петроградском острове проедут на велосипедах, унициклах, каргобайках, гироскутерах, сегвеях, роликах, самокатах, скейтбордах, лонгбордах и других средствах передвижения. В традиционный велопарад в этом году решили включить новых участников, чтобы продемонстрировать – и для них тоже подходят велополосы. Но на деле место владельцев новых транспортных средств в системе ПДД пока не определено.

Сигвей
Сигвей

В КРТИ «Карповке» объяснили: «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. С учетом данных положений лица, использующие сегвеи, скоростные самокаты, моноколеса, являются пешеходами».

В ГИБДД подтвердили — по правилам дорожного движения водители моноколес, гироскутеров, сегвеев действительно считаются пешеходами. Передвигаться им положено по тротуарам, велополосам, а в их отсутствие по обочинам дорог. При этом, как и велосипедистам, сегвеистам необходимо спешиваться на зебрах и светофорах. Есть и другие нюансы, над которыми сами сотрудники ГИБДД иронизируют.

«К примеру, представим возможное ДТП с участием „пешехода“ на двух колесах и пешехода на двух ногах. Средняя скорость сегвея — 20 км/ч. Представьте, едет себе спокойно взрослый разумный человек, который даже соблюдает все правила, по пешеходной дорожке с такой скоростью, а тут ему под колеса выбегает ребенок. Ни один, ни второй участник ДТП не нарушают правил. Но наказания «пешеходу» на колесах избежать не удастся, если он по неосторожности причинил легкий или средний вред здоровью. Правда, накажут его не как водителя, а как пешехода — штраф от 1 до 1,5 тыс. руб. (ст. 12.30 КоАП РФ)», — объяснили редакции специалисты дорожной службы.

Несмотря на все оговорки, в управлении ГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти не видят необходимости введения отдельных норм в ПДД для новых участников дорожного движения. «Все нормы предусмотрены главой 4 ПДД», — считают в органах.

Моноколесники готовы
Моноколесники готовы

В этой самой главе также указано, что пешеходы обязаны переходить дорогу по наземным и подземным переходам. А теперь представим, что владелец сегвея несет аппарат весом 40 кг на себе по лестницам вниз и вверх. С зебрами тоже возникают казусы. В 2015-м году в Петербурге автомобиль сбил на наземном переходе человека на моноколесе. ГИБДД признала его правым, как пешехода. Необходимости спешиваться на зебре, как у велосипедистов, у пассажиров электроунициклов по правилам нет.

Кроме того, в ПДД не прописана скорость, с которой могут двигаться пешеходы. Получается, сегвей может, не нарушая правила, разогнаться на тротуаре до 50 км/ч (именно такую скорость производители транспортного средства заявляют как максимальную).

Конкурент велосипеду

Помощница вице-губернатора Албина по велоинфраструктуре Дарья Табачникова уверяет, что сегвеистам и гироскутеристам рады на новых городских велодорожках. «Все виды транспорта, которые занимают меньше места, чем автомобиль, при этом перевозят людей — это замечательно. Сейчас мы создаем велодорожки, по которым, по идее, должны ездить только велосипедисты. Но я уверена, что этой инфраструктурой будут пользоваться все, в том числе горожане на самокатах, роликах, сегвеях и так далее. Когда-нибудь это обязательно будет закреплено юридически», — отметила Дарья.

Велопарад 2017
Велопарад 2017

Девушка считает, что размер велодорожек в Петербурге достаточен для всех транспортных средств, в том числе сегвеев. При этом минимальная ширина велополосы по нормам составляет 1,5 метра. И если два велосипедиста на ней разъедутся, то два сегвеиста с трудом – средняя ширина сегвея около 60 сантиметров.

Координатор движения «Велосипедизация» Ольга Мнишко отмечает, что у пользователей электротранспорта плохо с культурой вождения на велодорожках. Многие из них ездят по встречной полосе, непредсказуемо и резко маневрируют, не пользуются предупреждающими огнями в темноте, что периодически приводит к столкновениям. Тем не менее девушка уверена, что велодорожки максимально подходят для сегвеистов и иже с ними. Нужно только прописать правила и обязанности всех участников движения.

«Стоит спросить самих ребят на электротранспорте, где им удобнее передвигаться. Мы приглашаем их пользоваться новой велоинфраструктурой наравне с велосипедистами, потому что на данный момент для всех это было бы удобнее, хотя и не идеально. В „Велосипедизации“ мы как раз готовим исследование по электротранспорту, чтобы по его итогам зафиксировать права и обязанности его владельцев. Необходимость регламентировать этих участников движения возникла давно, в городе есть запрос на изменение ПДД», — рассказала «Карповке» Ольга.

За бугром

В большинстве стран Европы сегвеи, гироскутеры и электросамокаты давно зафиксировали в ПДД как транспортные средства и жестко контролируют. Например, максимальная скорость для таких средств колеблется в разных странах от 18 до 25 километров в час. В магазинах перед продажей даже ставится ограничитель скорости.

Гироскутеры
Гироскутеры

Печальнее, чем в России, ситуация с электротранспортом в Великобритании. Там по тротуарам нельзя ездить на чем-либо, у чего есть мотор. А на проезжую часть запрещено соваться без прав. В результате пользоваться сегвеями и гироскутерами на острове можно только в частных владениях.

В Швейцарии и Германии электротранспорт вне закона из-за отсутствия страховки и номеров (которые пока для гироскутеров и сегвеев нигде не выдают). В некоторых штатах США сегвеи и вовсе под запретом.

Где мое место

В январе 2017 года Московская городская Дума попыталась приравнять электротранспорт к велосипедам. «Изменения в законодательстве в части статуса гироскутеров и сегвеев необходимо вносить. Их нужно хотя бы приравнять к велосипедам, чтобы пассажиры надевали шлем и передвигались по велосипедным дорожкам. Мы уже написали обращение в Госдуму», — говорила тогда председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко. Однако никаких решений депутаты до сих пор не приняли.

Гироскутер
Гироскутер

По скорости передвижения электротранспорт ближе всего к мопедам, для которых в ПДД есть отдельная статья 1.2. Если сегвеи и их собратьев отнесут к ней, то для управления такими транспортными средствами придется получать отдельные права и пользоваться ими исключительно на проезжей части. Это убьет всю прелесть подобного транспорта для его владельцев.

Пока власти игнорируют электротранспорт, в Петербурге он на пике моды. Подростки ездят на музыкальных гироскутерах, туристам предлагают испытать сегвеи, хипстеры носятся по тротуарам на самокатах с мотором. Все эти люди на дорогах Петербурга как будто бы не существуют. Анастасия Шугаева   Источник: karpovka.com

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх