Электросамокат или Моноколесо?

Электро моноколеса
Электро моноколеса

Сам удивляюсь тому, что поднимаю эту тему.
Приходится иметь много смелости, чтобы замахнуться на тему довольно широкого холивара. Смелости, потому что многие коллеги начнут меня упрекать. Но раз уж начал, буду честен с собой (и публикой) до конца 🙂

Краткая предыстория

Мне довелось поездить практически на всех передовых и наиболее выигрышных электросамокатах современности. На момент написания статьи в личном владении автора имеются 4 единицы электротранспорта, из них 3 самоката: легендарный отец электро-движения E-Twow s2, внушительный и резвый Speedway III и шустрый универсал Speedway Mini 4; и одно слабенькое учебное колесо Airwheel X8. На множественных встречах клуба и при посещении шоу-румов я также вдумчиво и критично тестировал всё, что попадалось под руку: Xiaomi MijaInmition L8FDualtron‘ы разных поколений (2s, II Ltd, Ultra), а также более редкие модели — I-Max Pro SPat‘ы (конструктивные копии Speedway), Inokim‘ы (прародители всяких Pat’ов и Speedway’ев). Это всё не считая времён, когда промышленных электросамокатов ещё не существовало в природе — тогда я перемещался по городу на велосипеде (если без метро) или на классическом толчковом самокате (если с метро). А ещё я байкер, по настроению в сезон езжу на широком и комфортном туристе 700см3 с диванной посадкой, на высоком и юрком всепроходном эндурике 400см3, на мелком и скользящем в потоке скутере 150см3.

Моноколесо

Моноколесо в метро

Тема моноколеса в моей жизни началась весной 2017г., когда я был психологически вынужден освоить этот навык и «закрыть тему». О том, что тема для меня только-только откроется, я ещё не подозревал 🙂

И вот, уже будучи достаточно опытным райдером для езды на чужом колесе, я замахнулся на тест-драйв настоящих «взрослых» моноколёс KingSong KS16 и KS14, которые развивают скорость до 35км/ч и 30км/ч соответственно.
И что-то переключилось в моём сознании… Какой-то триггер в голове — щёлк, и ты уже другой.
Я теперь вообще не понимаю, зачем мне Speedway III. Я практически не понимаю, зачем мне Миник. Я только понимаю, зачем мне E-Twow — для жены 🙂 Для неё же Миник, если запланируется совместная дальняя покатушка.

Кто круче

Вообще, тему споров «Кто круче — самокат или колесо?» я считаю ещё более бесполезной, чем аналогичную в горных лыжах и сноуборде. Потому что они отличаются ещё сильнее, чем лыжи и борда. И что значит «круче»? Сравнивать их по критерию «крутости» примерно также бессмысленно, как сравнивать бег на скорость и прыжки с шестом. Это просто разные виды спорта и в каждом разный кайф! Кайф — это субъективное, а о субъективном спорить бессмысленно. Точно также спорт-байкеры считают бородатых харлееводов неподвижными и бесполезными, а мужики на чопперах считают спортачей глупым куском мяса, и только эндуристы понимают, что вообще все байки кроме эндуро — недоразвитые 🙂

Объективно

Тем не менее, я наберусь смелости описать объективное. Что такое объективное? Это ТТХ, включая массо-габаритные характеристики, и реалии езды в реальных условиях.
Я совершенно искренне, как настоящий адепт электросамокатов, стараюсь найти преимущества самоката перед колесом. Повторяю, что говорю о преимуществах исключительно в контексте ТТХ и реалий езды (объективное), а не получаемого от езды драйва и кайфа (субъективное). Контекст подразумевает также то, что мы рассматриваем самокат и колесо по их прямому назначению — средство передвижения из т. А в т. Б, а не средство забивания гвоздей, где абсолютный гран-при возьмёт окирпиченный сяокат.

Итак.

Преимущества самоката перед моноколесом:

Электро самокат
Электро самокат

Есть куда повесить тяжесть

На самокат можно повесить тяжёлый пакет или сумку и довезти его; помимо рюкзака за спиной, который одинаково везётся и самокатчиком, и колёсником; а вот тяжёлый пакет или сумку в руке колёсник объективно везти не может (может, но недолго и с геморроем); также на самокате с багажником можно довезти ящик пива.

Не нужно учиться

На самокате не нужно учиться.

Можно прошиповать

Самокат можно прошиповать — не любой и при ряде обязательных условий; и это преимущество очень условно, т.к. колесо едет по снегу/льду и без шиповки.

И да простят меня братья-электросамокатчики, но в объективном это всё! 2,5 преимущества.
Теперь наоборот.

Преимущества моноколеса перед самокатом:

Компактность

Моноколесо
Моноколесо

Компактность и ещё раз компактность! Когда мы в фантастическом мире будущего представляем некое карманное устройство для перемещения на большие расстояния, максимально минимальных размеров и потребляющее наименьшее количество энергии, то колесо гораздо ближе к этой категории будущего, чем самокат. Какую задачу мы решаем? Задачу перемещения. Чем меньше устройство для перемещения твоего тела, тем объективно лучше, проще, универсальнее.
— следствие первого — беспрецедентная простота использования совместно с общественным транспортом. Брать его в метро даже проще, чем классический толчковый самокат, весящий 3кг. Самокат всегда норовит кого-то задеть, испачкать, упасть, в каждой ситуации заполнения вагона/автобуса/… нужно подстраиваться под условия, куда и как его поставить. С колесом такого нет: ты либо поставил его под икры, если сидишь; либо зажал его между ног или держишь рядом на вытянутой ручке, если стоишь. Можно сформулировать и по-другому: с колесом ты занимаешь ровно столько же места, сколько и пешеход, и не больше; про самокат такого не скажешь. Чтобы не плодить следствий, сюда же отнесу простоту хранения дома и не устраивания из квартиры гаража.

Простота переноса

Колесо даже весом 15кг очень легко таскать по лестницам. Легче, чем Е-Твов массой 11,5кг. Всё дело в сосредоточенности массы. И если таскать по лестницам переднеприводный самокат почти нормально, то заднеприводный будет постоянно перевешивать назад и биться колесом о ступени. Колесо же по сути очень компактная плоская сумка. Теперь представим, что вы живёте в доме без лифта… :))

Надёжность устройства

Вопреки расхожему мнению, что «вот отключится колесо на ходу и ты летишь», колесо статистически надёжнее самоката в смысле обслуживания и доработок. С колесом из коробки в 99% случаев ничего делать не нужно, и с 95% ему не потребуется сервис в дальнейшем. Кроме замены подшипников, что нужно делать у любого МК. Самокат же нужно чинить и дорабатывать сразу, проверяя каждый болт. А потом втулки ломаются, тормоза стираются, контакты отлетают, люфты в рулевой усиливаются, (свой вариант) …

Мягкость езды

Прокат моноколеса

Уж извините, неотъемлемое следствие диаметра. Пневмо-колесо диаметром 14-16» априори мягче, чем пневма диаметром 10», и уж конечно мягче, чем литьё диаметром 8».

Проходимость

Внедорожная покрышка на GotWay MSuper 3
Внедорожная покрышка на GotWay MSuper 3

Снова следствие диаметра. Не поедет самокат 8» и даже не всякий 10» по газону, плохо будет вести себя на корягах, ветках и побитом асфальте. Ямка, в которую 8»-колесо самоката упадёт и обеспечит качественный кувырок райдера через руль, моноколесо 14-16» спокойно проедет, и райдер испытает лишь лёгкий шлепок по подошвам.

Гидроизоляция

Так уж сложилось, что практически все колёса из коробки имеют отличную герметизацию и регламентированы по IP в районе IP65, и ничего делать с ними не нужно.

Также я хочу осветить несколько мифов и развеять их, которыми часто ошибочно оперируют райдеры по обе стороны баррикад «самокат vs колесо».

Мифы о моноколёсах и самокатах:

Самокат безопаснее, чем колесо

Т.к. ты держишься на двух точках (неподвижно устойчив), и выставляя ногу (третью точку) образуешь надёжный треугольник соприкосновения с землёй.
Это миф. Такой же миф, как утверждение, что двухколёсный велосипед безопаснее одноколёсного. Колесо очень устойчиво само по себе, при этом тормозной путь колеса значительно меньше, чем у самоката. При резкой необходимости затормозить колесо способно встать колом на месте. При условии опытного райдера единственная небезопасность, которая может случиться с колесом, — это отключение электроники на ходу. Такие случаи статистически гораздо реже, чем аварии с самокатом; и даже реже, чем складывание самоката на ходу из-за поломки оси/узла складывания/рамы. Кроме того, свободные руки на колесе дают больше возможностей сгруппироваться при кувырке, чем занятые рулём самоката.

Самокат на скорости безопаснее, чем колесо

Это снова миф. Во-первых, самокат на скорости 50км/ч точно также представляет серьёзную опасность для всех. К слову, это скорость, на которой на узаконенных ПДД средствах нельзя перемещаться без шлема. Во-вторых, дело не в скорости, а в райдере. Неопытный или невнимательный райдер на самокате на незамеченной неровности на скорости 50км/ч потеряет контроль с большей вероятностью, чем колёсник — по банальной причине диаметра колеса. Честнее сказать так: действительно опытный самокатчик и действительно опытный колёсник одинаково безопасны для окружающих и одинаково опасны для себя.

Зимой электросамокат использовать можно, а колесо — нет

Моноколесо зимой
Абсолютнейший миф. Истина ровно противоположная: для использования самоката зимой его нужно дорабатывать (шиповать и герметизировать), а с колесом можно ничего не делать. Можно чуть приспустить давление и быть на повышенной внимательности. Иными словами, колесо — более зимий вид транспорта, чем самокат.

В метро самокат можно катить рядом, а колесо приходится тащить в руке

Катание inmotion v8 за ручку
Катание inmotion v8 за ручку

Миф. Современные колёса оснащены выдвижной жёсткой ручкой, так что его катишь рядом с собой точно также, как самокат, только занимаешь при этом в 3 раз меньше пространства.

Для пешеходов колёсник представляет больше опасности, чем самокатчик

Миф. Катиться в потоке пешеходов на колесе с пешеходной скоростью гораздо проще, чем на самокате, при этом колёсник занимает ровно столько же места, сколько пешеход. И не подрезает никого выступающими частями, не бьёт по ногам декой. Кроме того, при столкновении, если оно всё же произошло неважно по чьей вине, колёсник просто обнимется с пешеходом, и вероятность чьего-либо падения ниже, чем при аварии «самокатчик-пешеход», когда скорее всего либо райдер с самокатом, либо пешеход упадёт.

Свободные руки

Моноколесо в метро

Свободные руки на моноколесе позволяют одновременно с ездой делать какие-то дела, например шариться в телефоне или разговаривать по нему. Не совсем миф, но так делают ровно до тех пор, пока не пробуравят носом асфальт из-за пропущенного лежачего полицейского. А потом перестают. Никакие отвлечения от дороги на посторонние дела недопустимы ни на самокате, ни на колесе, даже если у вас свободны руки.

Да, честности ради стоит отметить, что я вынес за пределы рассмотрения сравнение с самокатами, у которых крейсерская (комфортная) скорость может составлять выше 50км/ч. Да, ни на одном колесе вы не будете ехать 50км/ч с комфортом, что позволяет, например, Дуалтрон Ультра. Все такие самокаты — однозначно 30+кг по массе, и даже 35+кг. Да простят меня Ультраводы, но я не рассматриваю их как полноценные самокаты; я рассматриваю их как мини-мотоциклы. Да, они очень круты в качестве уменьшенной модели мотоцикла, на котором (пока ещё) можно ездить по тротуарам. Но полноценный самокат — это с которым можно в метро; это который легко в багажник машины; это который легко под мышку и по лестнице. Поэтому я не хочу сравнивать воздушный шар и скакалку. Потому что воздушный шар и скакалка это разное. Границы применимости самокатов-тяжеловесов не отличаются от границ применимости мотоцикла (мопеда), который с таким же успехом легко припарковать в центре города. В этом смысле, такие самокаты нужно сравнивать с мопедами и уже там искать их преимущества (бесплатность «электро-бензина», ускорение, ненужность категории прав, игнорирование ПДД и др.)

Какой сухой остаток?

Я думаю, что сегодняшняя реальность такова: людей, никогда не использующих электротранспорт от людей использующих его (нас с вами, дорогие друзья), отделяет точно такой же разрыв в сознании, как людей, которые уже познали прелесть электросамоката но не стоящего на колесе, и людей кто уже полноценно использует моноколесо. Проще: самокатчик по отношению к колёснику — как пешеход по отношению к самокатчику в плане осознания границ комфорта и качества передвижения. Именно этот разрыв и есть причина всех бессмысленных холиваров «самокат vs моноколесо», потому что в большинстве случаев самокатчики спорят о транспорте, на котором ездить не умеют. А те, кто умеет, просто проводит для себя границы где использовать самокат, а где колесо, и не поддерживает холиваров. То же утверждение верно и с обратной стороны: некоторые моноколёсники, бурно поддерживающие холивары против самокатов, никогда не ездили на достойном и надёжном самокате, не козлили с места при старте, не запрыгивали на бордюры с козлением, не входили в поворот закладывая так, что колени касаются асфальта и подножка выбивает искры, не подрезали в повороте по-кроссовому с контролируемым заносом заднего колеса и выставлением ноги на землю, не спрыгивали с горок с козлением и приземляясь на заднее колесо, и, в конце концов, не возили перед собой вторым номером понравившуюся/любимую девушку, зарывшись носом в её волосах. Я всё это делал, и с уверенностью говорю, что моноколесо не заменит страсти покозлить, поигрывая газом 🙂
Пока ты не освоил и не испытал какую-то новую штуку, для тебя она из области абстрактного — какая-то игрушка навроде гироскутера или квадрокоптера, или радио-робота-трансформера, так, развлечься и поставить на полку. Пока ты воспринимаешь некую вещь как абстрактное, ты не примеряешь его к своей жизни, и следовательно не воспринимаешь её всерьёз. Кто из нас примеряет к своей жизни квантовый компьютер? Кто из нас вообще понимает, какие границы его применимости? До сих пор для нас он абстракция.
Так было со мной: пока я не познакомился с настоящим полноценным моноколесом, я думал на каком же самокате мне остановиться. Миник? Форсированный Е-Твов? Спидвей? Думал, какой же самокат круче и на какую массу я морально готов. Теперь я вообще не понимаю, зачем мне самокат! :))
 С уважением,
опытный самокатчик, начинающий чувствовать моноколесо Mister Big Joe

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.